Культура и традиции

Стереотипы о русских: правда или ложь?

Polina St.March 28, 2019

Россия – это не только дом для 144,5 миллионов людей, но и мировая литература, талантливые композиторы-классики и, конечно же, русский балет. У русской культуры невероятно богатая история и сильные традиции. Это, однако ж, не уменьшает количество стереотипов о русских. Водка, гуляющие по улицам медведи и другие «серьёзные заявления» о России не всегда оказываются правдой. 😉

moscow-1516349

Для всех любопытствующих мы опросили команду Tandem, чтобы раз и навсегда разобраться, что правда, а что – миф.

В одном из наших предыдущих материалов мы разоблачали стереотипы о британцах. А сейчас давайте поговорим о самых популярных стереотипах о русских, и разоблачим некоторые из их.

Русские всегда говорят «на здоровье!», когда выпивают – миф

Возможно, мы сейчас откроем Америку, но мало кто из иностранцев вообще понимает эту фразу правильно. Во-первых, русские не используют фразу «На здоровье» в качестве тоста. «На здоровье» означает «пожалуйста», поэтому эта фраза в тосте просто не имеет смысла.

Вместо этого в качестве короткого тоста следует использовать «Давай!», «Поехали» или «Вздрогнем!» (потому что это именно то, что твой организм сделает после шота водки). И вообще, после нескольких тостов нормально поднимать бокалы без лишних слов, либо же говорить целую речь «на грузинский манер».

Русские много пьют – правда

Многие стереотипы о русских действительно вращаются вокруг водки. Может показаться, что русские засыпают и просыпаются с бутылкой. Ходят слухи, что русские употребляют больше всех алкоголя. Хотя «самой пьяной нацией» являются всё-таки белорусы, Россия не сильно отстаёт от них и занимает почётное четвёртое место в рейтинге: в среднем человек здесь потребляет 15,1 чистого спирта в год, более 50% этого объёма – крепкие алкогольные напитки*. Давайте просто обозначим русских как одну из самых пьющих наций в мире. В конце концов, в России даже отмечается день рождения водки (31 января).

У русских иммунитет к холоду – миф

Люди часто думают, что температура в России никогда не поднимается выше 0 градусов, якобы русские каким-то образом иначе устроены и никогда не чувствуют холода. Правда в том, что в некоторых регионах России зима долгая и холодная. В огромной по размерам России климат в основном континентальный и резко-континентальный. И температура может быть довольно экстремальной – от 45℃ в Калмыкии летом до смертельных -64℃ в Оймяконе зимой. Но биологически русские устроены также, как и остальные люди.

Русские пьют чай из блюдца – правда

Чай в России считается де-факто национальным напитком, а среднестатистический россиянин выпивает 3 чашки этого напитка каждый день. Русские предпочитают в основном чёрный чай, а другие виды оставляют для гостей. При этом чаепитие считается отличным поводом, чтобы собраться.

Пить чай из блюдца – это традиционно для России, также как для Китая и Англии, хотя с каждым новым поколением эта традиция уходит в прошлое. В плоских и неглубоких блюдцах чай быстрее остывает, ведь подаётся к столу он почти кипящим. Когда-то распитие чая из блюдечек даже показывало социальные различия. Считалось, что в то время как низший класс шумно отхлёбывал чай из блюдца, русские аристократы могли себе позволить подождать, пока чай остынет, или же были достаточно сильны, чтобы спокойно пить кипяток из чашки.

У каждого русского есть дача для того, чтобы провести там лето – миф

Ещё один похожий стереотип – все русские невероятно богаты. Наше воображение может нарисовать дачу или летний дом для отдыха городского жителя эдакой большой усадьбой, окружённой множеством теннисных кортов. Звучит расслабляюще, правда? На самом деле, обычно дача – это небольшой коттедж с огородом.

Русские могут целыми днями выметать из дома пыль, скопившуюся там за зиму, и чинить разные сломанные вещи на даче. После того, как дом будет начищен до блеска, время отправляться в огород, чтобы что-то посадить или собрать урожай. Кажется, теперь легче понять, почему дачами владеет меньшая часть россиян.

Русские очень суеверны – правда

Иногда сложно не думать, что «инструкции к действию» в суевериях похожи на сумасшествие, но мы почему-то продолжаем следовать им. Большинство русских суеверий уже давно стали привычкой. Например, нельзя здороваться в дверном проёме. Считается, что именно здесь обитает домовой, поэтому пожимать руки на этом отрезке дома – к неудаче. Убирать пустые бутылки со стола (из-под воды или алкоголя – не важно), тоже является для России обычной практикой и уберегает от неудачи. Чтобы что-то не сглазить, русские стучат по дереву, трижды плюют через левое плечо или делают и то, и другое. Если плеваться нельзя, то достаточно имитировать звук, сказав «тьфу-тьфу-тьфу», и это должно сработать. Еще незамужней девушке нельзя сидеть на углу стола – иначе она так и не выйдет замуж!

В России по улицам бродят медведи – миф

В России нет медведей на улицах – даже в Сибири! В 19 веке выступающие на улицах медведи были обычным делом, как ни странно, медведи гризли вообще не любят публики и громких звуков.

Медведь может случайно забрести в какую-нибудь глухую деревушку, но это не является нормой. Если же вы встретите медведя у супермаркета, не забудьте купить этому голодному парню кусочек мяса с косточкой, это принесёт вам удачу – а лучше бегите, это принесёт вам удачу с большей вероятностью. 🙂

Русские недружелюбны – миф

Кажется, мы подобрались к самому популярному стереотипу о русских, потому что у него даже есть собственное название – «Russian smile». Русские незнакомцам не улыбаются, а лишь хмуро и подозрительно на них смотрят.

В русской культуре считается невежливым выражать эмоции перед незнакомцами. Не ходить вокруг да около, а сразу переходить к сути разговора – это, напротив, вежливо. Русские не любят small talk и обмен любезностями, они никогда не будут обсуждать погоду, чтобы разнообразить беседу. Однако, как только ты познакомишься с русскими достаточно близко, ты обнаружишь, что это искренние, терпеливые и очень дружелюбные люди.

Согласимся с тем, что в стереотипах у русских много преувеличений, но «страна, в которой все медведи ездят на велосипедах» (да, это ещё один распространённый стереотип о России) – звучит очень забавно. Обмен информацией о культуре и традициях твоей страны с языковым партнёром может стать не только отличным началом для разговора, но и способом изучения и понимания разных жизненных укладов. giphy

*Отправляйся на борьбу со стереотипами – скачай приложение Tandem! *

Culture

Russian Stereotypes: Fact or Fiction?

Muireann ClarkeMarch 12, 2019

Russia is not only home to 144.5 million people, but also world literature, talented classical composers and of course the Russian ballet. Russian culture has an incredibly rich history and is undoubtedly steeped in a long tradition of achievements. This, unfortunately, does not make them any less prone to a fair share of Russian stereotypes. Oddly enough, the vodka drinking, bear wrestling, and serious-natured labels on Russians are not always accurate. 😉

268.0KB

For those curious souls out there, we’ve heard you and asked the Tandem Team to help us debunk these myths once and for all.

We’ve also attempted to reveal the truth about British stereotypes over on another blog post. But for now, ladies and gentlemen, we present to you the best Russian stereotypes.

Russians say “na zdorovie” when they drink - Fiction

We’re going to set the record straight on this one because apparently, no one ever gets it right. First things first, Russians never say “na zdorovie” (на здоровье) when making a toast. This actually means “you’re welcome” so it doesn’t really make sense in this context.

Instead, for casual toasts “Davay!” (давай) meaning “Let’s do it,” “Poekhali!” (поехали) meaning “Let’s roll,” or even “Vzdrognem!” (вздрогнем) meaning “Let’s shudder” - because that’s what you do after throwing back a good shot of vodka - are more appropriate. Sometimes after many rounds of drinks, it is normal to start drinking without toasting at all.

giphy

Russia is a hard-drinking nation - Fact

Russian stereotypes often revolve around drinking vodka. It can often appear to foreigners that Russians wake up and go to sleep with vodka and there are rumors that Russians are the heaviest drinkers in the world. Although Belarus is said to be the booziest nation, Russia isn’t far behind them in fourth position with the average person consuming 15.1 liters of pure alcohol every year, of which more than 50% are spirits.* Let’s just say that Russia is one of many hard-drinking nations in the world. There is an annual celebration for the birthday of Russian vodka (31st January) after all.

Russians are immune to cold weather - Fiction

People often think that the temperature in Russia never reaches above zero degrees, meaning that Russians are somehow biologically wired differently to never feel the cold. Though it is true that many places in Russia experience a long and cold winter, due to its size, Russia has a largely continental climate. This means that the temperatures can get pretty extreme - from +45℃ in summer Kalmykia to deathly -64° in Oymyakon in winter.

giphy

Russians drink tea out of a saucer - Fact

Tea in Russia today is considered the de facto national beverage, with the average Russian drinking 3 cups of the good stuff every day. Russian people drink exclusively black tea and leave the other varieties for their guests, as drinking tea is considered a social activity.

“Saucering” is a traditional Russian practice that is also shared among the Chinese and English. The flat surface helps with the cooling of the near-boiling temperature at which the tea is served. This practice used to reflect social distinction where the lower class of society were said to slurp tea noisily from their saucers, while the Russian aristocrats were strong enough to drink their boiling tea straight or patient enough to wait for it to cool. I guess some like it hot!

All Russians have a dacha for the summertime - Fiction

A common Russian stereotype is that all Russians are extremely wealthy. A dacha, or summer home used as a getaway for city dwellers, is generally perceived to be a large manor surrounded by multiple tennis courts. Sounds relaxing right? In fact, a dacha is usually a small cottage surrounded by a plot of land and a vegetable garden.

Russians often spend long days cleaning the house from dust that has accumulated over the winter months and repairing the many broken things at the dacha. Once the house is in shipshape, it is then on to the garden to do a bit of planting and harvesting. It is now easier to understand why less than half of the Russian population own a dacha.

265.6KB

Russians are very superstitious - Fact

It can be hard to tell if there is any method to the superstition madness, however, we follow them anyway. Most common Russian superstitions have become habits, including not shaking hands in the doorway of your home. This is where the "house spirit" is believed to reside, and bridging this gap with a handshake is therefore extremely bad luck. Putting empty bottles on the floor is also common practice in Russia to avoid bad luck, whether your drink of choice is water or vodka. To avoid putting a curse on something, Russians will knock on wood, spit three times over their left shoulder, or do both. If spitting isn’t an option, you can always mimic the sound by saying "tfu-tfu-tfu."

Bears roam the streets in Russia - Fiction

Nope! Though bear walking and bear performing was commonplace in the nineteenth century, funnily enough, grizzly bears aren’t generally considered to be socialites and rather tend to avoid loud noises. However, it is not unusual for the odd bear to stumble into a rural village. Speaking of superstitions, in case you ever come across a bear waiting outside a supermarket, it is considered good luck to buy a slice of meat on a bone and throw it to the hungry fellow. Lucky bear and lucky Russian!

255.4KB

Russians aren’t friendly - Fiction

Ok, so this one seems to be one of the most common Russian stereotypes since it even has its own name. “The Russian smile” as it is commonly known, is the way of expressing friendliness to strangers. It’s basically a stern frown.

In Russian culture, it is considered impolite to express emotions in front of strangers. Not beating around the bush and getting straight to the point of a conversation is also considered sincere and polite. Russians aren’t fans of small talk or niceties and will never discuss the weather as a conversation filler. However, once you get to know Russian people on a personal level, you find that they are a very genuine, patient and friendly bunch of people.

I think we can all agree that Russian stereotypes are often exaggerated, but a country where all bears ride unicycles (another common stereotype!) sounds pretty fun to us. Sharing your country’s culture and practices with your language exchange partner is not only a great conversation starter but a way to explore and understand different ways of life.

*Start your exploration on the Tandem app now! *